КРАСНОЯРСКИЙ ПОРТАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ


Как легко научить ребёнка читать?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 1 голосов
Загрузка...

   Как легко научить ребенка читать? Ведь так важно, чтобы ребенок с радостью учился читать, осваивал новые звуки и слова без проблем. Родители должны помочь ребенку сделать процесс освоения чтению приятной увлекательной игрой.

как научить ребёнка читать, учительница учит детей

Во времена нашего детства, чтобы научить ребенка читать, достаточно было купить всего одну книгу — букварь. И заниматься по нему, благо недорого и интуитивно понятно даже далеким от педагогики людям.

В настоящее время родители, решившие учить своё чадо чтению, иногда впадают в панику от огромного количества разнообразных методик обучения, к тому же ощутимо «кусающих» кошелек. И найти подходящий вариант бывает ох, как трудно.

Давайте разберемся в основных методиках обучения чтению, и тогда вы сможете выбрать ту, которая подойдет именно вам и вашему ребенку. Сегодня расскажу, что представляет из себя «звуковой метод» обучения чтению.

ЗВУКОВОЙ МЕТОД

Звуковой (фонетический, слуховой, звукобуквенный) метод известен более 150 лет. Именно он лежит в основе традиционного букваря, по которому учили нас, наших родителей, бабушек и прабабушек. И сегодня у этого метода довольно много сторонников как среди педагогов, так и среди родителей.

Этапы обучения:

1)Сначала детей учат слышать и выделять различные звуки в словах; различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие слоги; учат соотносить звуки с буквами.

2) Затем наступает период слияния звуков в слоги, сначала простые, затем сложные.

3) После усвоения слогослияния переходят к складыванию слов из слогов, постепенно усложняя материал.

4) На последнем этапе тренируются читать слова, словосочетания и предложения.

Ошибки при использовании данного метода:

1) Самая распространенная ошибка — смешение в сознании родителей понятия «звук» и «буква». Согласно звуковому методу, все согласные буквы называются кратко, без добавления гласных: «Л», а не «ЭЛЬ», и не «ЛЭ». Если вы будете учить ребенка называть буквы по их названиям (а не по тем звукам, которые они обозначают), это может привести к тому, что слово «лес» ребенок будет читать как «эль-е-эс». И переучиваться будет очень сложно.

2) Часто при переходе к чтению слова, ребенок поизносит слово не по слогам, а по буквам: «р-у-к-а», и в этом случае ему довольно трудно уловить смысл прочитанного. ЗАПОМНИТЕ: единицей чтения является именно СЛОГ, а не отдельный звук. Поэтому сначала убедитесь, что ребенок освоил послоговое чтение, и затем только переходите к чтению слов.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАННОГО МЕТОДА

Минусы:

1. Позднее начало обучения

Конечно сомнительный минус, но исходя из того, что сейчас модно учить детей читать, пока они еще из памперсов не выросли, всё-таки отнесём этот пункт к минусам.

2. Долгая дорога к слову

При обучении звуковым методом ребенок далеко не сразу научается читать слова. Это довольно долгий и трудный путь. Особенно это касается длинных и/или сложных по звуко-слоговому наполнению слов. Поэтому жаждущим быстрых успехов родителям этот метод вряд ли подойдет. 3. Трудности в понимании прочитанного

На первых порах ребенок испытывает большое напряжение при слиянии слогов в слово и может не понимать смысл прочитанного. Но это только на первых порах.

Плюсы:

1. Гармоничное сочетание метода с особенностями нашей психики.

Сторонники чтения целыми словами считают, что мы при чтении воспринимаем целое слово, не разделяя его на слоги и тем более буквы. Но в результате последних исследований было доказано, что при чтении человек вычленяет в слове каждую букву и складывает буквы в слова. А в следствии того, что эта операция происходит мгновенно, кажется что мы читаем сразу целое слово. Поэтому звуковой метод лежит в основе нашего чтения, и это наиболее правильный метод с точки зрения особенностей человеческой психики.

2. Соответствие структуре РУССКОГО языка.

Ключевое слово «русского», т.к. мы читаем по-русски.Во многих других языках связь между звуком и буквой весьма формальная. Многие слоги имеют 3-4 варианта прочтения, в зависимости от порядка букв, их сочетания и т.д. Не зря у англичан есть поговорка «Пишешь Ливерпуль — читай Манчестер». Именно поэтому в англоязычных странах НАСТОЛЬКО популярен метод «целых слов» — им проще запомнить написание слова, чем пытаться объяснить почему это слово так читается…

В русском языке всё по-другому. Большинство слогов читаются как пишутся, за исключением нескольких правил. При чем, даже если мы напишем слово с ошибкой и прочитаем его, от этого, как правило, его смысл не изменится (сабака, карова, малако — ну понятно же, правда?)

Поэтому звуковой метод идеально сочетается со структурой русского языка.

3. Тяжело в учении, легко в школе.

Дети, обучавшиеся чтению звуковым методом, не будут иметь трудностей со звуковым разбором слова, с делением слова на слоги, с выделением гласных и согласных звуков и т.д.

4. Грамотное письмо

Дети -«звуковики» быстро осваивают грамотное письмо, хорошо ориентируются в правилах, «чувствуют» язык.

5. Лёгкость в использовании

Звуковой метод не требует особых пособий, карточек, кубиков и т.д. Достаточно разрезной азбуки и кассы букв. Заниматься можно где угодно, когда угодно, с кем угодно. Даже бабушка сообразит, что нужно делать.

6. Логопедический эффект

Звуковой метод показан всем без исключения «Логопедическим деткам», страдающим нарушениями произношения. При обучении чтению данным методом у ребенка хорошо развивается фонематический слух, он учится слышать звуки в слове, а это очень важно для правильного произношения.

И напоследок самое интересное:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Детей 5-6 лет разделили на 2 группы:

1 группа обучалась чтению по методу целых слов, 2 группа — по звуковому методу.

После того, как обе группы детей научились читать слова, провели тестирование — дети какой группы читают быстрее (про себя и вслух) и делают меньше ошибок.

На первый взгляд, дети из 1 группы опережали детей из 2-й группы по скорости чтения. Но при более внимательном анализе результатов было выявлено, что дети — «звуковики» гораздо легче справлялись с чтением незнакомых слов, опережали детей первой группы по уровню восприятия, количеству и качеству словарного запаса.

Кроме того, дети, обучающиеся чтению целыми словами, не зная слова под картинкой просто называли то, что по их мнению нарисовано («дети» — вместо «ученики», «кастрюля» вместо «варить» и т.д.). Дети не могли прочитать новое слово без учителя, т.к. их учили запоминать слова как образы, а этих образов еще не было в их памяти.

Выводы для себя делайте сами.

Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку :)


Ваш отзыв




ВСЁ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ:

Рекламодателям

Copyright © 2013-2017. Все права защищены.
Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки следующего содержания:
http://www.bom-bom.ru - Детский портал bom-bom.ru