КРАСНОЯРСКИЙ ПОРТАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ


Системы раннего развития детей. Какую выбрать?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 92 голосов
Загрузка...

  Бум раннего развития начался в России около 20 лет назад. С тех пор, похоже, он только набирает обороты: практически каждый родитель считает своей обязанностью отвести ребенка в » развивайку». Причины понятны: во-первых, хочется дать малышу хороший старт, чтобы он вырос успешным и конкурентоспособным.0b085bd481662c996ded73517d84fb22 Во-вторых, далеко не все могут попасть в детский сад, и для многих семей занятия в центре — единственная альтернатива.Наконец, важна подготовка к школе. Мамы и папы заранее стараются вооружить ребенка знаниями, чтобы ему было легче учиться в будущем.

   Вместе с тем у раннего развития есть и противники. многие считают, что оно вредит здоровью, что в детских центрах детей пичкают ненужными знаниями и вообще — у ребенка должно быть беззаботное детство, а обучение подождет. К тому же есть множество примеров, когда маленький вундеркинд вырастал в несчастного и не слишком успешного взрослого. Так кто же прав?

Сначала — матчасть.

   По словам специалистов, прежде всего нужно разграничивать понятия «раннее развитие» и «раннее обучение«. Развитие — это психическое, физическое и эмоциональное формирование личности. А слово «раннее» в данном случае означает не «преждевременное» или «опережающее», а соответствующее возрасту до трех лет. Именно в этот период формируется 80% мозга ребенка, и происходит это совершенно естественным путем. Конечно, при условии что малыш растет в подходящей для него среде: много общается с мамой, активно двигается и имеет возможность изучать предметы и явления окружающего мира. То есть когда мама рассматривает вместе с ребенком цветок на улице или читает ему книжку, дает поиграть со своими бусами — это и есть развитие.

   Раннее обучение, с другой стороны, это приобретение знаний, умений и навыков. К нему относится досрочное обучение школьным предметам — таким как чтение и арифметика. Что же говорят о раннем обучении психологи? «Энергетический потенциал мозга ограничен, — объясняет нейропсихолог, профессор Московского психолого-педагогического университета Анна Семенович. -Поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Конечно, если внешняя среда требует выполнения определенной задачи, то мозг будет это делать, но за счет других структур психики. Например, когда вы учите двух-трехлетнего ребенка читать и считать, то есть нагружаете его познавательные процессы, мозгу малыша не будет хватать энергии на развитие эмоциональной сферы. В этом случае вполне вероятно проявление дисфункций — тревожности, заикания, гиперактивности, агрессии. Причем, проблемы могут возникнуть не сразу, а позже.

   «А как же подготовка детей к школе?»- спросят родители. Смотря что под этим понимать -ответят психологи. Если речь идет о распорядке дня, навыках самообслуживания, общении со сверстниками, то всему этому, конечно, можно и нужно учиться в раннем детстве. А счет и чтение вполне подождут лет до пяти. Естественно, есть одаренные малыши, которые осваивают все это в более раннем возрасте, однако равняться на них не стоит. В конце концов если ребенок «проглотит» программу первого класса заранее, то чем он будет заниматься, когда наконец пойдет в школу? Скорее всего, занятия покажутся ему скучными и интерес к урокам будет потерян.

Педагогические бренды.

Несмотря на все подводные камни, детские центры полезны как минимум в двух случаях. Первый: занятия в центре — единственная возможность социализировать ребенка. Второй: молодой маме хочется узнать больше о том, как играть и общаться с ребенком. В таких случаях остается только выбирать .Итак, какие же программы предлагают «развивайки»? В чем их плюсы и минусы?

Система Монтесссори.

Итальянский ученый и педагог Мария Монтессори занималась обучением умственно отсталых детей. Она придумала множество упражнений с так называемым развивающим материалом — карточками, кубиками и бусинами, которые помогали тренировать мелкую моторику. Таким образом у детей стимулировались отделы головного мозга, отвечающие за речь и способность к интеллектуальной деятельности. Со временем Монтессори предложила использовать такие упражнения и для воспитания здоровых детей.

Главный принцип Монтессори-школы: не мешать ребенку выбирать, с чем играть и в какой последовательности. Польза метода очевидна: развивается мелкая моторика, дети становятся более самостоятельными, все упражнения делаются исключительно по запросу, и принуждение исключено. Однако Елена Смирнова, профессор Психологического института РАО, считает, что эта система «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фарнтазию».Со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни могут привести к психологическим проблемам.

Вальдорфская школа.

А вот здесь с фантазией все в порядке. На занятиях дети прежде всего много рисуют, лепят, поют и учатся музицировать, развивают чувство ритма. Особое место занимают так называемые вальдорфские куклы — они сделаны из дерева, ткани или соломы, имеют неискаженные пропорции человеческого тела и выглядят очень просто: глазки-точки, и рот полосочкой. Такие куколки помогают малышам развивать фантазию: в отличие, например, от механических игрушек, они не подсказывают детям, что с ними можно делать, и ребенок придумывает игру сам.

Критики Вальдорфской школы отмечают, что после нее проблематично адаптироваться в обычном учебном заведении. кроме того, многих смущает, что в основе этой педагогической системы лежит антропософия — религиозно-мистическое учение, которое также называют «наукой о духе».

Кубики Зайцева.

Петербургский педагог Николай Зайцев предлагает учить детей читать не по буквам или слогам, а по складам( они представляют собой пару из двух букв или отдельную букву). Склады нарисованы на каждой грани кубика, и с их помощью дети учатся составлять слова и предложения.Такая система позволяет практически с первых занятий научить читать трех- и даже двухлетних детей. Дело в том, что в этом возрасте ребенок без проблем запомнит отдельную букву, но понять словов целиком все равно не сможет. Склады- другое дело, эта единица информации гораздо удобнее для восприятия малыша. Минус системы Зайцева: после нее детям трудно переходить на школьную систему чтения. Первоклашке приходится буквально переучиваться читать и воспринимать слова, тогда к чему были все труды?

Смешались в кучу.

На самом деле «чистые методики» воспитания предлагают немногие центры развития. Большинство составляет свои собственные программы, в которых есть место и играм по Монтессори, и кубикам Зайцева. Плюс немного творчества, немного рассказиков об окружающем мире и гимнастические упражнения — вот и готов рецепт развивающего занятия длиной в час-полтора. Родители остаются довольны: сразу видно, что заплатили деньги не просто так, а за полный пакет услуг. плюс дети пообщались между собой, научились слушаться педагога и выполнять задания — значит, проблем в школе будет меньше.

Вопрос в том, насколько грамотно составлены такие программы. Как понять, компетентны ли специалисты детского центра. По каким признакам судить, что принося занятия ребенку -вред или пользу. Психологи советуют обращать внимание на следующие вещи:

1. Главный критерий: ребенок должен заниматься с интересом. Если он устал, капризничает или не может сосредоточиться, то он не готов воспринимать дальнейшую информацию. Хороший педагог в таком случае не будет принуждать малыша.

2.Не стесняйтесь расспросить педагога о полученном образовании. Хорошо, будет если в центре найдется ксерокопия его диплома ( аспирантура на психолого-педагогическом факультете вуза — это не то же самое, что заочное обучение в педколледже). Кроме того, обязательно поинтересуйтесь,кто составлял программу центра и какими принципами при этом руководствовался.

3. Спросите, насколько методика преподавания похожа на школьную — это важно для будущей адаптации. Обратите внимание, некоторые центры сотрудничают с школами или гимназиями. Таким обычно можно доверять.

Но самое главное — не огорчайтесь, если опыт занятий в «развивайке» стал для вас отрицательным. Помните, что ваши любовь и внимание намного важнее для малыша, чем занятия даже с самым лучшим педагогом.

Текст-Александра Ояберь, журнал Premium

Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку :)


Ваш отзыв




ВСЁ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ:

Рекламодателям

Copyright © 2013-2017. Все права защищены.
Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки следующего содержания:
http://www.bom-bom.ru - Детский портал bom-bom.ru