Как легко научить ребёнка читать?
Как легко научить ребенка читать? Ведь так важно, чтобы ребенок с радостью учился читать, осваивал новые звуки и слова без проблем. Родители должны помочь ребенку сделать процесс освоения чтению приятной увлекательной игрой.
Во времена нашего детства, чтобы научить ребенка читать, достаточно было купить всего одну книгу — букварь. И заниматься по нему, благо недорого и интуитивно понятно даже далеким от педагогики людям.
В настоящее время родители, решившие учить своё чадо чтению, иногда впадают в панику от огромного количества разнообразных методик обучения, к тому же ощутимо «кусающих» кошелек. И найти подходящий вариант бывает ох, как трудно.
Давайте разберемся в основных методиках обучения чтению, и тогда вы сможете выбрать ту, которая подойдет именно вам и вашему ребенку. Сегодня расскажу, что представляет из себя «звуковой метод» обучения чтению.
ЗВУКОВОЙ МЕТОД
Звуковой (фонетический, слуховой, звукобуквенный) метод известен более 150 лет. Именно он лежит в основе традиционного букваря, по которому учили нас, наших родителей, бабушек и прабабушек. И сегодня у этого метода довольно много сторонников как среди педагогов, так и среди родителей.
Этапы обучения:
1)Сначала детей учат слышать и выделять различные звуки в словах; различать гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие слоги; учат соотносить звуки с буквами.
2) Затем наступает период слияния звуков в слоги, сначала простые, затем сложные.
3) После усвоения слогослияния переходят к складыванию слов из слогов, постепенно усложняя материал.
4) На последнем этапе тренируются читать слова, словосочетания и предложения.
Ошибки при использовании данного метода:
1) Самая распространенная ошибка — смешение в сознании родителей понятия «звук» и «буква». Согласно звуковому методу, все согласные буквы называются кратко, без добавления гласных: «Л», а не «ЭЛЬ», и не «ЛЭ». Если вы будете учить ребенка называть буквы по их названиям (а не по тем звукам, которые они обозначают), это может привести к тому, что слово «лес» ребенок будет читать как «эль-е-эс». И переучиваться будет очень сложно.
2) Часто при переходе к чтению слова, ребенок поизносит слово не по слогам, а по буквам: «р-у-к-а», и в этом случае ему довольно трудно уловить смысл прочитанного. ЗАПОМНИТЕ: единицей чтения является именно СЛОГ, а не отдельный звук. Поэтому сначала убедитесь, что ребенок освоил послоговое чтение, и затем только переходите к чтению слов.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАННОГО МЕТОДА
Минусы:
1. Позднее начало обучения
Конечно сомнительный минус, но исходя из того, что сейчас модно учить детей читать, пока они еще из памперсов не выросли, всё-таки отнесём этот пункт к минусам.
2. Долгая дорога к слову
При обучении звуковым методом ребенок далеко не сразу научается читать слова. Это довольно долгий и трудный путь. Особенно это касается длинных и/или сложных по звуко-слоговому наполнению слов. Поэтому жаждущим быстрых успехов родителям этот метод вряд ли подойдет. 3. Трудности в понимании прочитанного
На первых порах ребенок испытывает большое напряжение при слиянии слогов в слово и может не понимать смысл прочитанного. Но это только на первых порах.
Плюсы:
1. Гармоничное сочетание метода с особенностями нашей психики.
Сторонники чтения целыми словами считают, что мы при чтении воспринимаем целое слово, не разделяя его на слоги и тем более буквы. Но в результате последних исследований было доказано, что при чтении человек вычленяет в слове каждую букву и складывает буквы в слова. А в следствии того, что эта операция происходит мгновенно, кажется что мы читаем сразу целое слово. Поэтому звуковой метод лежит в основе нашего чтения, и это наиболее правильный метод с точки зрения особенностей человеческой психики.
2. Соответствие структуре РУССКОГО языка.
Ключевое слово «русского», т.к. мы читаем по-русски.Во многих других языках связь между звуком и буквой весьма формальная. Многие слоги имеют 3-4 варианта прочтения, в зависимости от порядка букв, их сочетания и т.д. Не зря у англичан есть поговорка «Пишешь Ливерпуль — читай Манчестер». Именно поэтому в англоязычных странах НАСТОЛЬКО популярен метод «целых слов» — им проще запомнить написание слова, чем пытаться объяснить почему это слово так читается…
В русском языке всё по-другому. Большинство слогов читаются как пишутся, за исключением нескольких правил. При чем, даже если мы напишем слово с ошибкой и прочитаем его, от этого, как правило, его смысл не изменится (сабака, карова, малако — ну понятно же, правда?)
Поэтому звуковой метод идеально сочетается со структурой русского языка.
3. Тяжело в учении, легко в школе.
Дети, обучавшиеся чтению звуковым методом, не будут иметь трудностей со звуковым разбором слова, с делением слова на слоги, с выделением гласных и согласных звуков и т.д.
4. Грамотное письмо
Дети -«звуковики» быстро осваивают грамотное письмо, хорошо ориентируются в правилах, «чувствуют» язык.
5. Лёгкость в использовании
Звуковой метод не требует особых пособий, карточек, кубиков и т.д. Достаточно разрезной азбуки и кассы букв. Заниматься можно где угодно, когда угодно, с кем угодно. Даже бабушка сообразит, что нужно делать.
6. Логопедический эффект
Звуковой метод показан всем без исключения «Логопедическим деткам», страдающим нарушениями произношения. При обучении чтению данным методом у ребенка хорошо развивается фонематический слух, он учится слышать звуки в слове, а это очень важно для правильного произношения.
И напоследок самое интересное:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Детей 5-6 лет разделили на 2 группы:
1 группа обучалась чтению по методу целых слов, 2 группа — по звуковому методу.
После того, как обе группы детей научились читать слова, провели тестирование — дети какой группы читают быстрее (про себя и вслух) и делают меньше ошибок.
На первый взгляд, дети из 1 группы опережали детей из 2-й группы по скорости чтения. Но при более внимательном анализе результатов было выявлено, что дети — «звуковики» гораздо легче справлялись с чтением незнакомых слов, опережали детей первой группы по уровню восприятия, количеству и качеству словарного запаса.
Кроме того, дети, обучающиеся чтению целыми словами, не зная слова под картинкой просто называли то, что по их мнению нарисовано («дети» — вместо «ученики», «кастрюля» вместо «варить» и т.д.). Дети не могли прочитать новое слово без учителя, т.к. их учили запоминать слова как образы, а этих образов еще не было в их памяти.
Выводы для себя делайте сами.
Это интересно
Помогите нам развивать сайт, расскажите о нём друзьям, нажав кнопочку :)